Схема психолого-педагогической характеристики личности пример

Схема психолого-педагогической характеристики личности пример
Схема психолого-педагогической характеристики личности пример
Схема психолого-педагогической характеристики личности пример
Схема психолого-педагогической характеристики личности пример

Министерство образования и науки

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Воронежский Государственный Педагогический Университет

Кафедра Общей психологии

«Психолого-педагогическая характеристикаличности учащегося»

Выполнила:

Студентка исторического факультета 4 курса 2 группы

Мазурина Е.С.

Научный руководитель:

Доцент Пушкина Тамара Федоровна

Воронеж

2010

Психологическая практика - составная часть педагогической практики студентов в школе. Основная задача психологической практики

– формирование психолого-педагогических умений и навыков, профессиональных черт личности будущего учителя, которые помогут ему успешно справляться с обязанностями

педагога в школе. К их числу необходимо, прежде всего, отнести следующие:

- умение выявлять, анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности;

- умение диагностировать уровень развития познавательных способностей

школьников с помощью специальных методик и на основе поведенческих показателей;

- умение применять на практике индивидуальный подход к обучению и воспитанию путем выработки конкретных рекомендаций для отдельных учащихся

на основе проведенного исследования;

- умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе

ситуации, требующие педагогического вмешательства;

- навыки использования методов наблюдения, беседы, изучения школьной документации, некоторых психодиагностических средств;

- навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической

структуры и уровня развития;

- умение планировать учебно-воспитательный процесс с учетом возрастных, половых и индивидуально-психологических различий школьников;

- умение составлять психологически обоснованные конспекты проводимых уроков и воспитательных мероприятий;

- умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые

учителями и студентами-практикантами, и др.

Для того, чтобы студенты могли овладеть указанными умениями и навыками, кафедрой педагогики начального обучения разработана система постоянно усложняющихся заданий по педагогической практике. Одно из таких заданий

предусматривает проведение исследовательской работы по изучению психологических особенностей личности младшего школьника с последующим написанием его психолого-педагогической характеристики.

1. Общие данные: Власов Алексей, родился в Воронеже в 1997 году, ученик 7 «Г» класса МОУ лицея МОК №2. Общее физическое развитие хорошее (I группа здоровья). Здоров, не имеет хронических заболеваний или функциональных отклонений в состоянии здоровья. Алексей единственный ребенок в семье. Условия жизни в семье соответствуют среднему уровню благосостояния.

2. Учебная деятельность:

а)По уровню успеваемости подросток опережает многих своих товарищей, успеваемость по различным предметам, в том числе и по истории довольно высокая, является отличником в классе; учится с большим интересом, начитан, увлечен гуманитарными науками, в том числе и историей. Упрям, усидчив. Общественная активность довольно высокая. Обычно выступает в роли ведущего в классе, авторитет выше среднего. От общественных поручений не отлынивает.

б) Общение в школе:Положение мальчика в коллективе благоприятное. Он не чувствует дискомфорта, связанного со своим положением в школьном классе.
У мальчика ярко выражено стремление быть независимым и самостоятельным, это цениться его товарищами и дает подростку определенные социальные дивиденды. Эта тенденция может быть использована и воспитательных аспектах, например, поручить подростку ответственное дело в рамках жизни школьного коллектива.

в) речь Алексея разнообразна, иногда эмоциональна, чувствуется уверенность в ответах.

г) Алексей на уроках внимателен, сосредоточен, бывает и отвлекается. Учебный материал осваивается легко. Подросток проявляет высокий уровень развития общих интеллектуальных способностей. Быстро схватывает все новое, умеет сравнивать, выделять характерное, делать выводы.
Преобладает образное мышление, однако уровень понятийного мышления тоже очень высок. Кратковременная память у мальчика развита очень хорошо. Внимание мальчика устойчиво, однако преобладает непроизвольная форма. Восприятие развито очень хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Мальчик наблюдателен, быстро отмечает изменения, происходящие в окружении. Тонко чувствует собеседника, реагирует на изменения его настроения. Легко запоминаются, умеет выделять главные и второстепенные факты, показательно то, что общие и абстрактные понятия усваиваются одинаково прочно, что в этом возрасте (13 лет) характерно не для каждого. Выводы достаточно самостоятельны.

д) интерес присутствует, по-моему, к любым знаниям, но не в одинаковой мере. Открытая заинтересованность улавливается к урокам истории и географии. Похвала учителя, имеет позитивный эффект.

3. Направленность личности учащегося и специальные способности

а) интересы:

- Спорт (раньше занимался греко-римской борьбой)

- музыка.

- чтение (предпочитает приключения);

б) Алексей еще не решил, на какой профессии остановит свой выбор, сначала он хочет на отлично закончить школу.

4. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе:

- на уроках чувствует себя раскрепощено;

- пользуется авторитетом, как среди одноклассников, так и среди учителей, причина, скорее всего успеваемость, высокая тяга к знаниям и общительность.

- в целом, во всем классе я не заметила каких-либо конфликтов с Алексеем, иногда даже старается избежать возможных конфликтов, очень дорожит мнением коллектива.

- дорожит пребыванием в школе и классе, как и основная масса его одноклассников;

- уважает учителей;

5. Особенности характера и темперамента:

а) ярко выражены достаточно глубокий ум с развитыми аналитическими способностями, отзывчивость, доброта.

- из волевых черт характера отметим такие, как настойчивость и самостоятельность; если Алексей не понял чего-то на уроке, он может задать соответствующие вопросы несколько раз;

б) по темпераменту может быть отнесен к меланхоличному типу, но не в любой ситуации; подвижность и общительность в классе высокая;

в) настроение достаточно устойчиво и постоянно, присутствует чувство юмора.

6. Общие психолого-педагогические выводы:

а) достаточно сложно за небольшой период времени оценить основные достоинства и недостатки формирующейся личности, тем более что общие критерии ее оценки в современном обществе еще не устоялись, тем не менее, с моей точки зрения, достоинств гораздо больше, чем недостатков. Среди них отмечу глубокий ум, отзывчивость, целеустремленность, добросовестность.

б) Обобщая сказанное выше нужно отметить, что для подростка характерны как позитивные, сильные стороны, так и негативные, слабые. К основным сильным сторонам личности Димы можно отнести следующее: высокий уровень интеллекта, общую доброжелательность подростка, его направленность на общение и познание социального мира, стремление к самоутверждению, желание быть значимым, компетентным.
К основным слабым сторонам можно отнести определенную комфортность (зависимость от мнения старших товарищей, подражание им в негативном поведении), неумение волевого концентрирования в учебе, избегание неудач, обвинение в своих неуспехах окружения, но не себя.

Психолого-педагогическая характеристика 7 «Г» класса

В 7 «Г» классе МОУ лицей МОК № 2 26 учеников. Из них 16 мальчиков и 10 девочек, второгодников нет. Коллектив сформирован, дисциплинирован. В классе 20 учеников успевают на «4» и на «5», из них 9 отличников, 6 учеников редко имеют «3» в четверти.

Актив класса: Верещагина Юлия, Власов Алексей, Анучина Екатерина, Матлов Антон, Шуняева Валерия, Прописнова Яна.

Класс достаточно дружный. Ребята интересуются общественными делами, добросовестно выполняют поручения. Учащиеся с уважением относятся друг к другу. В классе нет группировок отрицательного характера. Почти все в классе дружат друг с другом. Ученики радуются за удачи одноклассников, болеют за класс, в трудных минутах поддерживают друзей. При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе и защищать честь класса. В классе существует и самокритика. В классе есть актив, его выбирают в начале учебного года на добровольной основе. В основном официальный и фактический актив совпадают. Актив имеет авторитет. Ученики стараются выполнять распоряжения актива. Есть ученики, которые из класса в класс остаются в составе актива не только класса и школы.

Необходимо отметить, что класс ориентирован на честность в контактах и общении, что в целом преобладают коммуникативные и нравственные качества личности. Положительным моментом является и то, что класс имеет свои традиции ( устраивают викторины по различным учебным предметам среди параллельных классов,«чаепития», походы в музей), что способствует более тесному взаимодействию членов классного коллектива, более полной интеграции класса в единое целое. Позитивной стороной является положительное отношение ребят к учёбе и довольно хорошая общая успеваемость в классе.

В классе проводятся мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива. Следует обратить внимание на возрастные особенности учеников, проводить беседы на нравственные вопросы, обсуждать насущные проблемы. Необходимо использовать все возможности для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

Методика «Несуществующее животное».

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - “Всякая мысль заканчивается движением”).

т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Анализ результатов Власова Алексея, ученика 7 «Г» класса.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Голова на рисунке находится в положении «фас», что трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность – болтливость, что для данного ученика очень характерно.

Глаза. На рисунке у животного есть ресницы. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты, ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове присутствуют дополнительные детали - рога и шерсть. Рога – защита; грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Я обратила внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и не банальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Украшающие детали ( в данном случае) – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – тематически нейтральное.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Данный рисунок имеет название – рогатый крылатик, что выражает рациональное соединение смысловых частей.

Методика заучивания 10 слов.

№ воспро-

изведения

Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд 1 + + - - + + - - + - 2 + + - + - + + + + + 3 + + + + + - + + + + 4 + + + + - + + + + + 5 + + + + - + + + + +

Спустя

час

+ + + + + + + + + +

Кривая запоминания.

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления я построила график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой я сделала выводы относительно особенностей запоминания. Так, у Власова Алексея, как у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается.

Тест «Дом. Дерево. Человек»

Тест могут проходить как взрослые, так и дети, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Далее по расположению элементов и их признакам строится опрос. Р. Берне при использовании теста ДДЧ предлагает нарисовать дом, дерево и человека в одном рисунке, происходящих в одной сцене. Учёный полагает, что взаимодействие между собой данных предметов представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Материал : карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

Инструкция . Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

Интерпретация признаков

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека – это жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями. Теперь рассмотрим по отдельности все компоненты.

Анализ рисунка.

Дом.

Дом нарисован вблизи – открытость, доступность и (или)чувство теплоты и гостеприимности, стены нарисованы прозрачно— неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма)

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Человек.

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.
Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

«Дерево»

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Схема психолого-педагогической характеристики личности пример Схема психолого-педагогической характеристики личности пример Схема психолого-педагогической характеристики личности пример Схема психолого-педагогической характеристики личности пример Схема психолого-педагогической характеристики личности пример Читать новость Схема психолого-педагогической характеристики личности пример фото. Поделитесь новостью Схема психолого-педагогической характеристики личности пример с друзьями!

Тоже читают:



Как сделать так чтобы функция найти айфон не находила

Как сделать полив для теплицы из бочки

Схема предохранителей на опель астра р

Как сделать самодельную батарею на телефон

Схема стрижки мирей матье