Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты

Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты
Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты
Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты
Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты

1 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Менеджмент и коммерция» С.А. Шлюндт В.М. Самуйлов КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Рабочая тетрадь по изучению курса для студентов дневной формы обучения и ОП «Экстернат» Екатеринбург 2004

2 Рабочая тетрадь по курсу «Концепция современного естествознания» предназначена для студентов дневной формы обучения и образовательной программы «Экстернат». Рекомендована к изданию научно-методической комиссии факультета экономики и управления. Председатель научно-методической комиссии: канд. филос. наук, доцент О.В. Коркунова Авторы: С.А. Шлюндт канд. геогр. наук, доцент кафедры «Менеджмент и коммерция» (УрГУПС); В.М. Самуйлов д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой «Менеджмент и коммерция» (УрГУПС) Рецензент: П.В. Мещеряков канд. биол. наук, старший научный сотрудник (УрОРАН) Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС),

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ... 4 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ... 5 ТЕМА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИН МИРА В СВЕТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ..9 ТЕМА 3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СИСТЕМ 12 ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ТЕМА 5. СОВРЕМЕННАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ТЕМА 6. ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ТЕМА 7. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ И СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ТЕМА 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ТЕМА 9. ЛИТОСФЕРНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ ТЕМА 10. ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ ТЕМА 11. ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ ТЕМА 12. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПЛАНЕТАРНЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ И ПРИРОДНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ТЕМА 13. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕМА 14. КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ

4 ВВЕДЕНИЕ Рабочая тетрадь является важным составным компонентом учебнометодического комплекса по курсу «Концепция современного естествознания». Содержание её заданий органично продолжает и развивает концептуальные естественнонаучные и методические подходы, заложенные в лекциях и на семинарских занятиях. Задания разработаны на основе лекционного материала и полностью ему соответствуют. Большая часть заданий включает работу со схемами и таблицами, что развивает образные представления студентов об естественнонаучном знании и предупреждает формальное изучение важных тем курса. Все задания, предложенные в тетради, нацелены на закрепление и проверку понимания, обобщение и систематизацию изученного. 4

5 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1. Что следует понимать под словом «концепции»? 2. Какие концепции естествознания относятся к современным? 3. Заполните таблицу: Основные черты естественнонаучной культуры Особенности «двух культур» Основные черты гуманитарной культуры 4. Укажите черты, отличающие науку от других отраслей культуры. 5. Перечислите основные функции науки 5

6 6. Заполните таблицу: Характерные черты науки Специфические черты Их характеристика науки 7. В виде схемы представьте структуру научного познания. 8. Заполните таблицу: Методы в естествознании Всеобщие Общенаучные Конкретно научные 6

7 9. Заполните таблицу: Общая характеристика методов и инструментов научного познания Методы научного познания Инструменты научного познания Способы научного познания 10. Укажите причины тесной связи современной науки с техникой: а) наличие единой методологии научных исследований и технических разработок; б) уравнивание науки и техники в единую систему; в) становление науки как производительной силы общества; г) разработка принципов научной организации труда. 11. В чём отличие научной революции от научно-технической? 12. Прогресс науки определяется степенью взаимосвязи теории и эксперимента. Что, по Вашему мнению, было доминирующим в прошлом, и что будет играть большую роль в будущем? 13. Дайте понятие картины мира 7

8 14. Заполните таблицу: Основные черты натуралистических картин мира Основные Картина мира черты биологическая физическая химическая астрономическая Сходства Различия 15. Составьте кроссворд из терминов лекции 1, в котором ключевым словом являлось бы «естествознание». 8

9 ТЕМА 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИН МИРА В СВЕТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Перечислите этапы развития естествознания. 2. Каково значение мысленного эксперимента в истории естествознания? 3. Почему первой наукой была астрономия, а второй физика? 4. Почему физику назвали «матерью наук»? 5. Абсолютна или относительна научная система? 6. Составьте схему, на которой будут представлены науки, входящие в первую десятку естественных наук, и укажите предмет их исследования. 9

10 7. Каким образом человек сумел проникнуть в чрезвычайно большие масштабы Вселенной и оценить размеры, несравненно большие его самого. 8. Приведите примеры действия принципа относительности Галилея? 9. Какова большая полуось кометы Галилея, если период её обращения 76 лет? 10. Перечислите следствия постулатов специальной теории относительности. 11. Заполните таблицу: Черты сходства и различия четырёх глобальных естественнонаучных революций Сходство Различие 10

11 12. Используя знания о четырёх естественнонаучных революциях, попытайтесь описать пятую. 13. Докажите, что и революционный, и эволюционный пути развития в науке являются приемлемыми и возможными (предпочтение не должно отдаваться какому-либо из них). 11

12 ТЕМА 3. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СИСТЕМ 1. Какие системы называются простыми, а какие сложными? Приведите примеры. 2. Чем отличаются закрытые системы от открытых? Приведите примеры. 3. Приведите примеры положительной и отрицательной обратной связи. 4. Дайте определение экосистемы. Приведите примеры разнообразия экосистем. 5. Дайте определение социосистемы. Приведите примеры социосистем. 12

13 6. Почему нельзя дать однозначный долговременный прогноз погоды? 7. Раскройте понятие «иерархия систем». 8. На любом конкретном примере системы рассмотрите принципы и закономерности иерархии систем. 9. На любом конкретном примере системы рассмотрите принципы и закономерности отношений «система-среда». 10. Что изучает синергетика? 13

14 11. Используя термины и понятия лекции 3, составьте кроссворд с ключевыми словами «синергетические закономерности». 14

15 ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 1. Какие элементарные частицы Вам известны? Какова их роль и насколько они «элементарны»? 2. Что такое античастица и чем она отличается от антитела? 3. Дайте определения понятиям: Реальные частицы это Виртуальные частицы это 4. Заполните таблицу: Методы изучения элементарных частиц 5. Заполните таблицу: Физические взаимодействия Название взаимодействия Суть взаимодействия 15

16 6. Заполните таблицу: Основные свойства Общая характеристика основных философских категорий Пространство Время Материя 7. Заполните таблицу: Структурные уровни организации материи Структурные уровни материи Их характеристика 8. Приведите пример, показывающий переходы законов микро-, макро-, мегамиров друг в друга. 9. Вы совершаете перелёт на космическом корабле со скоростью света. Как будет изменяться картина звёздного неба с увеличением скорости? 16

17 ТЕМА 5. СОВРЕМЕННАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Предмет изучения 1. Заполните таблицу: Астрономические науки Космология Космогония Науки Астрономия Астрофизика Космонавтика 2. На чём основывается модель расширяющейся Вселенной? 3. Что такое реликтовое излучение? 4. В чём проявляется: а) однородность Вселенной б) изотропность Вселенной 5. Дайте определения понятиям: Звезда Планета Галактика 17

18 6. Заполните таблицу: Характерные черты галактик Типы галактик Типы галактик 1. Состав 2. Численность населения 3. Содержание пыли и газа 4. Характер движения звёзд 7. Вставьте недостающие этапы эволюции: Эволюция звёзд:.. Белый кармен Звёздные ассоциации. Нестационарные звёзды Нейтронные звёзды Новые и сверхновые звёзды.. Красные гиганты.. «Белая дыра» 8. Чем «чёрные дыры» отличаются от «белых дыр»? 18

19 9. Начертите схему, показывающую эволюцию вещества во Вселенной от его возникновения до образования планет, состоящих в том числе из тяжёлых элементов. 10. Заполните таблицу: Основные черты современной астрономии Особенности современной астрономии Их сущность 19

20 11. Составьте иерархию космических систем и укажите для каждой методы её изучения. 20

21 ТЕМА 6. ХИМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 1. Составьте цепь определений понятия «элемент» начиная с древнейших времён и заканчивая современностью. 2. Какие формы записи химических формул Вам известны и какие из них наиболее удобны для записи химических реакций в органической и неорганической химии? 3. Заполните таблицу: Характеристика основных видов химических связей Виды химических связей Их объяснение с точки зрения строения атомов 4. С чем связано обилие соединений углерода с точки зрения строения его атома? 5. Может ли в химических реакциях убывать энтропия? Почему? 21

22 6. Поясните основные химические понятия. Материал представьте в виде таблицы: Химически понятия Их суть Примеры 1. Химическое равновесие 2. Обратимая реакция 3. Необратимая реакция 4. Цепная реакция 5. Разветвленная цепная реакция 7. Заполните таблицу: Действие принципа Ле Шателье в естественных науках Суть принципа Ле Шателье Примеры применения этого принципа вне химии 8. Перечислите параметры, с помощью которых можно управлять ходом химических реакций. 9. Назовите основные, на Ваш взгляд, области применения химических знаний, без которых была бы невозможна современная цивилизация. 22

23 10. Зарисуйте строение молекулы водорода, указав все элементарные частицы. На основе этой модели дайте объяснение понятия химической связи и валентности. 23

24 ТЕМА 7. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ 1. Назовите отличительные признаки живого от неживого. 2. Проведите аналогии между живой и неживой материей. 3. Охарактеризуйте значение для живого организма молекул ДНК и РНК. Ответ оформите в виде таблицы: ДНК РНК 4. Чем отличается ДНК от РНК? 5. Дайте определение понятию «ген». 6. Заполнив таблицу, кратко охарактеризуйте этапы развития генетики: Этапы развития Краткая характеристика этапов развития 24

25 7. Чем занимается генная инженерия? 8. Составьте цепочку понятий материальных носителей наследственности и их определений начиная с триплетов и заканчивая генофондом данного вида. 9. Охарактеризуйте роль генетики в создании синтетической теории эволюции. 10. Заполните таблицу: Общая характеристика основных биологических понятий Понятия Их сущность Хромосома Рибосома Аминокислота Мутация 25

26 Генотип Фенотип Онтогенез Филогенез Доминантность Рецессивность 11. Составьте схему, характеризующую развитие биологического мира согласно современным представлениям. 26

27 ТЕМА 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА 1. Дайте определение: географическая оболочка это 2. Составьте схему, дающую представление об оболочечном строении Земли. 3. Представьте в виде схемы структуру географической оболочки. Укажите границы и основные структурные элементы. 4. Каково место географической оболочки среди других оболочек Земли? 27

28 5. Укажите основные этапы развития географической оболочки. 6. Оцените роль русских и советских учёных, внесших вклад в изучение географической оболочки: Учёные Их вклад в изучение географической оболочки 7. Что является основой функционирования географической оболочки? 8. Заполните таблицу: Круговороты веществ в географической оболочке Круговорот вещества в географической оболочке Их суть и значение 28

29 ТЕМА 9. ЛИТОСФЕРНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ 1. Дайте определение: литосфера это 2. Составьте план характеристики литосферной оболочки. 3. Охарактеризуйте геоморфологические изменения облика планеты в различные исторические эпохи: Исторические эпохи Геоморфологический облик планеты 4. Покажите новейшие взгляды в геотектонике: Новейшие гипотезы 1. Контракционная гипотеза Их суть 2. Гипотеза расширяющейся Земли 29

30 3. Пульсационная гипотеза 4. Гипотеза глубинной дифференциации 5. Ротационная гипотеза 6. Гипотеза дрейфа материков 5. Какие ресурсы называются абиотическими? Приведите примеры. 6. Какова роль абиотических ресурсов планеты в ее жизнеобеспечении? 7. Приведите примеры явлений, которые могут вызвать геохимические аномалии? Ответ оформите в виде таблицы: Природные геохимические аномалии Антропогенные геохимические аномалии 30

31 8. Назовите принципы рационального потребления невозобновимых природных ресурсов. 9. Приведите примеры создания культурных ландшафтов на месте законченных горнопромышленных разработок. 10. Дайте определение и краткую характеристику педосферы. 31

32 ТЕМА 10. ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ 1. Дайте определение понятиям, подчеркните различия: Атмосфера это Погода это Климат это 2. Почему климат глобальная характеристика? 3. Круговороты каких веществ определяют основные факторы формирования климата? 4. Какие космические факторы определяют изменения климата? 5. Покажите связь между плотностью населения и климатической комфортностью. 6. Приведите примеры влияния человека на климатические процессы разных уровней. Ответ оформите в виде таблицы: На глобальном уровне На региональном уровне На локальном уровне 32

33 ТЕМА 11. ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ 1. Покажите зависимость водной оболочки Земли от других географических оболочек. 2. Дайте краткую характеристику мировым запасам воды. Ответ оформите в виде таблицы: Типы запасов воды Их величина 3. Охарактеризуйте влияние человека на гидросферу на различных уровнях. Ответ оформите в виде таблицы: На глобальном уровне На региональном уровне На локальном уровне 33

34 4. Как влияют водохранилища: на атмосферу литосферу биосферу Приведите примеры последствий этих влияний. 34

35 ТЕМА 12. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПЛАНЕТАРНЫЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУГОВОРОТ И ПРИРОДНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ 1. Какова роль биоты в географической оболочке? 2. Перечислите основные мероприятия антропогенного воздействия на компоненты биосферы. Ответ оформите в виде таблицы: фитосфера зоосфера педосфера 3. Укажите особенности хозяйственной деятельности и рационального использования природных ресурсов в различных природных зонах: Природные зоны Особенности ведения хозяйства Тундра Тайга Лесостепь Степь 35

36 П/пустыни Пустыни Влажные Экваториальные леса 4. Назовите регионы России, где наиболее остры экологические проблемы. Дайте краткую характеристику этих проблем: Регион Экологическая проблема 36

37 ТЕМА 13. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 1. Раскройте суть понятий, заполнив таблицу: Понятие Его значение Природные ресурсы Природные условия Природная среда Природопользование 2. Представьте в виде схемы классификацию природных ресурсов. 3. Приведите два примеры последствий нерационального природопользования. 4. Раскройте суть понятия «экологическая катастрофа». Приведите примеры экологических катастроф. 37

38 5. Назовите условия, необходимые для предотвращения экологической катастрофы. 6. Дайте определение: ноосфера это 7. Укажите основные экологические проблемы современности и их причины. Ответ оформите в виде таблицы: Экологические проблемы Причины их возникновения 38

39 ТЕМА 14. КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ 1. Дайте определение понятия «экология». В чём особенность предмета? 2. Заполните таблицу: Особенности предмета «экология» Цель предмета Задачи предмета Особенности методов экологических исследований 3. Охарактеризуйте современную экологическую картину мира. 39

40 4. Заполните таблицу: Общая характеристика основных разделов современной экологии Разделы экологии Основные черты Аутэкология Синэкология Демэкология 40

Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты Короткое поздравление молодоженам от мамы невесты

Тоже читают:



Как сделать машинку безумного макса

Нарциссы модульное оригами схема сборки

Красивые отзывы о мастере маникюра

Отопительно-варочные печи своими руками порядовки

Как самой сделать бальзамический уксус